Университет 1980-1990 годы

Университет 1980-1990 годы

Университет 1980-1990 годы

Восьмидесятые годы, когда Гурьевским педагогическим институтом руководили Кунхожаев Н.Р. (1983-86 г.г.) и Акылбаев Ж.С. (1986 г.), характерны, прежде всего, интенсификацией строительства и заботой руководства о дальнейшем развитии учебно-материальной базы вуза.


В декабре 1986 года была введена в эксплуатацию студенческая столовая «Курдастар» на 220 посадочных мест. В марте 1988 года открыт спортивный комплекс, куда вошли футбольное поле, беговая дорожка, трибуны, под которыми были сооружены гимнастический зал и плавательный бассейн. Это было существенное дополнение к спортивному залу в главном корпусе. Поэтому и был создан самостоятельный факультет физического воспитания (позже - спортфак). В июне 1988 года было сдано в эксплуатацию студенческое общежитие №3 секционного типа на 400 мест. С его вводом обеспеченность студентов местами во всех трех общежитиях увеличилась с 55 до 88 %. В 1989 году впервые в истории института построен семидесятиквартирный дом для преподавателей и сотрудников вуза. В том же году началось строительство четырехэтажной пристройки к учебному корпусу на 1200 мест. Фактически это был второй типовой учебный корпус, который позволил в 1,8 раза расширить площадь для учебной и научной работы. В цокольном этаже предусмотрены площади для учебных мастерских и лабораторий. В 1990 году беговая дорожка на стадионе «Буревестник» была обновлена синтетическим покрытием типа «Арман». Прилагались интенсивные усилия и к обновлению учебного и научного оборудования, приобретения и установки новых, отвечающих требованиям современности. В это десятилетие в институте открылся ещё один лингафонный кабинет, создана лаборатория вычислительной техники с двумя дисплейными кабинетами, оборудованными самыми современ­ными машинами, приобретено оборудование для лабораторий по аналитической химии, механике, заменено на новое оборудование лаборатории учебного телевидения, приобретена множительная техника, другие современные технические средства обучения. В 80-е годы в институте работают шесть факультетов: историко-филологический, физико-математический, биолого-химический, музыкально-педагогический, начального обучения и дошкольного воспитания, а также спортивный факультет, где в общей сложности обучаются 2723 студента. Заочное отделение готовит 2053 студента по восьми специальностям: история, русский язык и литература в национальной школе, казахский язык и литература, биология, музыка и пение, педагогика и методика начального обучения, педагогика и психология дошкольная, физвоспитание. Общий контингент учащихся составляет 4776 человек.

В эти годы готовят студентов по новым специальностям: история и советское право, педагогика и методика начального обучения с дополнительной специальностью, музыка (на русском языке обучения) и физвоспитание (на казахском языке обучения). Специальности «Физика и математика», «Математика и физика» были перепрофилированы на «Физику, информатику, труд» и «Математику и информатику». С 1990 года открыты специальности «Казахский язык и литература в русских классах» и «Биология и география» на казахском языке обучения. Таким образом, педагогический институт в эти годы готовил студентов по 12 специальностям на общих формах обучения - очной и заочной. На шести факультетах работала 21 кафедра, объединявшая 320 преподавателей, из них более 70 - доценты и кандидаты наук. В эти годы защищено более десяти кандидатских диссертаций, около 30 человек обучалось в аспирантуре, 14 находились на стажировке. Ежемесячно преподаватели по плану «не реже одного раза в 4 года» направлялись в институты и на факультеты повышения квалификаций, принимали активное участие в работе всесоюзных, межреспубликанских, региональных, внутриинститутских научных конференциях. Большое внимание уделялось публикации монографий, научных статей, получению авторских свидетельств, хоздоговорной работе. Научная активность преподавателей явилась стимулом научной работы студентов: конферен­ции, конкурсы, стажировка, аспирантура.

Из работающих преподавателей в середине 80-х годов защищает диссертацию на соискание ученой степени 3.А.Алдамжаров. В институте продолжают работу ветераны, отдавшие вузу более 20-25 лет жизни, кандидаты наук доценты Айдаралиев Г.А., Алдамжарова М.А., Алдабергенова М.Ж., Алдабергенов Н., Бахарев Н.Е., Бакиев Ж.Б., Казыбаев С.К., Камматов К., Мухаметов Х.А., Орашева М, Сулейменов Б.С., Хайрова Ф.Х., Утарбаев С.У. и др. Среди преподавателей-ученых бывшие выпускники института: Сейталиев К., Юсупов К.У., Сейтов Х.С., Гильманова Р.С, Умурзакова Н.Ж., Марков В.В., Блохин А.В., Камешев И.К., Жанетов Б., Имангалиев А.С., Каржаубаев А. и др.

Плодотворно работают старшие преподаватели со стажем 20-25 лет: Абазова Н.Г., Баяндиев Д.Б., Жегулина Л.М., Избасов Е.С., Ким Н.К., Кенжегалиева Т.К., Кабулов Р.К., Наконечный М.Н., Сагындыков Б.С. и многие другие. В сорокалетний юбилей вуза с гордостью говорилось о сложившихся радициях, о том, что институт поистине стал кузницей научных кадров. Ведь многие из бывших преподавателей института стали ведущими учеными страны и республики. Среди них - член-корреспондент АН Казахской ССР Божев Н.К., доктора наук, профессоры: Аженов М.А., Алдамжаров З.А., Абилхасимов Б.А., Есмуханов Ж., Жаманбаев К.Ж., Жуков В.Д., Рахметов Х.Ж., Федоров А.И., Фаин Л.Е., лауреат Государственной премии Уразгалиев Б.У. и многие другие. Некоторые бывшие выпускники вузов 80-е годы стали докторами наук, профессорами - Айталиев А.О., Айтимов М.А., Шуканов. Среди выпуск­ников нашего вуза - Народный учитель СССР Айталиев Кусни, Заслуженные учителя Казахской ССР, орденоносцы, отличники народного образования республики Айшин А.М., Ганчикова М., Дворецкая А.А., Липатова А.А., Липатов В.П., Кашаубаев М., Кшыбеков К., Кислов К.М., Рысмагамбетов О., Попов, Садыков С.И., Ишманова М.К., Юсупова О. и немало других. Членами Союза писателей СССР стали известная на всю страну поэтесса, лауреат многих премий Фариза Онгарсынова, а также поэты Аманкос Ершуов и Аманкельды Жилкишиев.

За 40 лет работы институт взрастил из числа своих питомцев таких выдающихся спортсменов, как заслуженный мастер спорта СССР, призер Токийской олимпиады Амин Туяков, мастера спорта СССР, чемпионы республики Б.Рахбиев, В.Кузнецов, А.Аверьянов и многие другие.

Целый ряд выпускников вуза посвятили себя партийной, комсомоль­ской, профсоюзной, советской хозяйственной работе. Это Бисенов А., Бурлаков А., Гладов В.В., Зекенова А., Идрисов К.И., Караев Ж., Каражигитов З.К., Мерзликин М.И., Ризуанов К., Рассухин В.А., Сулейменов С.Х., Тулепбергенов Г., Тышканбаев С., Талпаков Б.О., Умирбекова Ж.Б., Фомин П.И.. Хамидуллин К.Х., Чаплыгин А.К., Шоханов В.А., Шалимова Ф. и др.

В это время была проведена значительная работа по демократизации и развитию студенческого самоуправления.

Четверть Ученого совета института и советов факультетов составляют студенты. На старших курсах был отменен институт кураторов. Мнение студентов стало учитываться при составлении расписаний учебных групп. Стипендии и места в общежитиях распределяют сами студенты, ими же проводится периодическое анкетирование «Преподаватель глазами студента». Регулярными становятся встречи руководителей института с коллективами факультетов, кафедр. Кроме того, деканы избираются на альтернативной основе коллективами факультетов.

Под руководством учебной части большая работа проделана по созданию новых учебных планов, программ, учебных и методических пособий. Активную роль в этом сыграла инициативная группа, руководимая и.о. заведующего кафедрой общетехнических дисциплин Ахметовым А.К., которая обогащала и распространяла передовой опыт вузовской работы. Объем лекционных часов был сокращен на 15-20 процентов, и за счет этого увеличено количество семинарских, практических занятий. Особое внимание стало уделяться организации самостоятельной работы студентов. На кафедрах вводились новые спецкурсы и спецсеминары. Таким образом, основой перестройки учебного процесса явилась ориентация на организацию самостоятельной работы студентов, активизацию их познавательной деятельности под руководством преподавателей, привитие студентам практических умений и навыков профессиональной деятель­ности, построенной на глубоком знании науки.

Широкое развитие получает в институте и профессионально-ориентированная внеаудиторная работа. В вузе создан учебно-научно-педагогический комплекс «Педвуз – педучилище – школа - профессионально-техническое училище - детский сад». Действует педагогический отряд имени А.С.Макаренко, который шефствует над воспитанниками школы-интерната №1. Важной формой приобщения студентов к работе с детьми стали студенческие отряды, работавшие в пионерских лагерях. В 1990 году они уже работали в пионерлагерях «Узень» (г. Пятигорск), «Алад» (г. Шевченко), «Автомобилист», «Орленок», «Геофизик» (Гурьевская область).

Неотъемлемой частью трудового воспитания стал трудовой семестр. Продолжая славные традиции прошлых лет, студенческие строительные отряды института расширяли диапазон своего действия, не ограничиваясь пределами Гурьевской области. Достаточно напомнить, что в 1988-89 годах отряд «Ак жайык» трудился в Литовской ССР и занял второе место в конкурсе ССО этой республики. Отряд «Атырау» работал в г. Горьком. Ежегодно сельскохозяйственный отряд выезжал на уборку овощей в Астраханскую область. ССО постоянно оказывали существенную помощь в уборке сельскохозяйственной продукции и в хозяйствах нашей области. В 80-е годы сложился прочный костяк из восьми студенческих строительных, сельскохозяйственных и педаго­гических отрядов, который ежегодно пополнялся новыми студентами.

Дальнейшее развитие получила и художественная самодеятельность института. В свободное время студенты занимались в вокальных, танцевальных коллективах, оркестре казахских национальных инструментов, вокально-инструментальных ансамблях, драматическом кружке.

Было создано объединение литературы и искусства имени Жумекена Нажимеденова, состоявшее из секции исполнителей национальных жанров искусства (айтыс, терме, кюи и др.) «Мирас», секции начинающих поэтов «Укили умит» и драмкружка «Шугыла». Традиционными стали смотры-конкурсы художественной самодеятельности факультетов под названием «Студенческая весна». Художественная самодеятельность не ограничила себя мероприятиями в пределах вуза и регулярно выходила на городские и областные фестивали. В области стали популярны хор студентов под руководством преподавателя Абиловой М.А., вокальный ансамбль «Экспромт», руководимый заведующей кафедрой хорового дирижирования Самедовой О.А., оркестр казахских народных инстру­ментов под руководством заведующего кафедрой Бахтиярова О.Д., ансамбль бального танца под руководством Габдушевой М.Т.

Институт продолжал свой рост и завершал 80-е годы, располагая двумя учебными корпусами, спортивным комплексом с гимнастическим и спортивным залами, плавательным бассейном, тремя студенческими общежитиями на 1500 мест, лабораториями учебного телевидения и вычислительной техники, десятью учебными кабинетами и тридцатью лабораториями. Фонд библиотеки вырос до 311 тысяч томов, включая фонд уникальных изданий.

В организации этой работы неоценимы вклад ректоров этих лет - Сахипова Е.Б., Кунхожаева Н., Акылбаева Ж.С., проректоров Блохина А.В., Алдамжарова З. А., Имангалиева А.С., Табылдиева Х.Б., Кенжегалиевой Т.К., секретаря парткома Алдабергеновой М.Ж., секретаря комитета ЛКСМК Камеловой С.И., председателя профкома Нургалиева А.Н., председателя совета трудового коллектива Камматова К.И., председателя студенческого профкома Болшова Р., деканов факультетов Камешева И.К., Дайрова Г.Д., Жанетова Б.Ж., Дайрова Г.Ж., Габдиева Р.Х., Добровольского Ю.Б. и других.

Возврат к списку