Университет 1970 годы

Университет 1970 годы

Следующим этапом развития Гурьевского педагогического института стали семидесятые годы прошлого столетия, когда вуз возглавляли доценты, кандидаты наук С.Д.Дуймагамбетова (1969-72 г.г.), Г.Д.Дайров (1972-76 г.г.), Е.Б.Сахипов (1978-83 г.г.). В этот период продолжается становление института, который предстает уже солидным учебным заведением.


В 1972 году завершено строительство типового общежития на 632 места (общежитие №2), а в 1976 году сдан в эксплуатацию типовой учебный корпус института. В 1977 году было переоборудовано здание физико-математического факультета, перемещенного в новый учебный корпус для нового музыкально-педагогического факультета (ныне - учебный корпус №3). В 1978 году решением Гурьевского облисполкома институту был передан земельный участок с садом площадью в 10 га для агробиостанции. Согласно тому же решению, вузу передали замкнутую телевизионную станцию «Район». Силами преподавателей и студентов озеленена и благоустроена значительная площадь территории учебных корпусов и общежитий.

В 70-е годы администрация ГПИ проводила большую работу по стабилизации специальностей, что способствовало целенаправленному укреплению учебно-материальной базы факультетов и кафедр, открытию новых и росту их научного потенциала.

В 1977 году на базе ранее существовавших отделений по специальностям «Музыка и пение», «Педагогика и методика начального обучения», был открыт музыкально-педагогический факультет. Таким образом, в вузе стали работать четыре факультета.

Процесс перепрофилирования подготовки учителей, открытие новых специальностей и некоторая реорганизация прежних потребовали создания новых кафедр. И они были созданы. Это - кафедры теоретической физики (1970 г.), математического анализа (1970 г.), методики преподавания биологии (1975 г.), методики преподавания русского языка и литературы (1976 г.), геометрии и вычислительной техники (1977 г.), игры на музыкальных инструментах (1977 г.), педагогики и методики начального обучения (1977 г.), пионерской и комсомольской работы (1979 г.).

Таким образом, если в 1950-е годы институт начинал работу с пятью кафедрами, то к 1970 году их стало 15, а к 80-м годам в вузе работали уже 24 кафедры.

Увеличение количества факультетов и кафедр было вызвано необходимостью дальнейшего повышения уровня преподавания и обучения и, с другой стороны, стабилизацией специальностей на таких факультетах, как физико-математической, который готовил учителей по трем специальностям, историко-филологический, также перешедший на обучение по трем специальностям, и биолого-химический, обучавший учителей одной специальности. А созданный музыкально-педагогический факультет к 80-м годам уже готовил специалистов по трем специальностям. Начав с обучения по двум специальностям в 1950 году, к 80-м годам вуз обучал учителей уже по десяти.

Все эти процессы настоятельно требовали как увеличения количества преподавателей, так и их дальнейшего интенсивного научного роста. И этому прилагались большие усилия. К 80-м годам на 24-х кафедрах работали 233 преподавателя, из них один доктор наук и 48 доцентов и кандидатов наук. Это стало возможным потому, что неуклонно выдержи­вался курс на повышение научной квалификации преподавательских кадров, работающих в институте. В 1974 году первым из работающих преподавателей защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук М.С.Аженов. В те же 70-е годы свыше 20 преподавателей, соискателей и аспирантов стали кандидатами наук. Этому в значительной мере способствовала сложившаяся система институтов и факультетов повышения квалификации, аспирантуры, стажировки, соискательства, планомерного предоставления преподавателями, занимающихся научной работой, творческих отпусков и командировок.

В 1972 году впервые была начата хоздоговорная научная работа с совхозами, а затем и предприятиями области. Научный рост стимулировался участием преподавателей ГПИ во всесоюзных, республиканских и внутривузовских научных конференциях. В 1978 году в институте состоялся республиканский семинар-совещание «Связь педагогических институтов с общеобразовательной школой, профтехучилищами и органами народного образования», на котором обсуждались 104 доклада научных работников из 15 областей республики, из них 22 доклада (т.е., 21% от общего числа) были подготовлены учеными и преподавателями нашего вуза. Данный семинар не только подвел итоги научных связей педагогических вузов республики со школой, но и наметил перспективы дальнейшей работы, дал импульс обновлению содержания научно-практических конференций, семинаров в вузах, школах, профтехучилищах, курсов повышения квалификации, учителей с ориентацией на потребности и нужды сельских школ.

Научный рост преподавательского корпуса способствовал дальнейшей активизации научно-исследовательской работы студентов. Ежегодные научные студенческие конференции, республиканские олимпиады, конкурсы на лучшую студенческую научную работу стали нормой. Позже ряд студентов, проявивших тогда склонность к научным исследованиям, войдет в преподавательский состав института, защитит диссертации, займет достойное место в науке и учебном процессе.

В 70-е годы, опираясь на ранее сложившиеся традиции, ректорат, деканаты, кафедры и общественные организации совершенствовали формы и методы воспитательной работы в студенческой среде. Плодотворно работала сложившаяся система строительных и сельскохозяйственных студенческих отрядов, которые не только осуществляли основную работу по договорам на стройках и уборках урожая, но и активно занимались агитационно-пропагандистской, культурно-массовой работой в местах дислокации. В 1978-79 годах ГПИ был дважды награжден переходящим знаменем ЦК ЛКСМ Казахстана. Студенческие коллективы художественной самодеятельности широко и красочно подводили итоги своей работы на ставших традиционными весенних конкурсах и фестивалях. В факультетских фестивалях принимал участие почти каждый студент. Ими же готовились программы концертов художественной самодеятельности института, формировались концертные коллективы, основу которых составляли студенты по специальности «Музыка и пение».

Всей этой многообразной работой в 70-х годах руководили ректоры Дуймагамбетова С.Д., Дайров Г.Д., Сахипов Е.Б., проректоры Кириллов В.В., Дайров Г.Д., Сахипов Е.Б., Блохин А.В., Дюсенов М.И., Табылдиев Х.Б., деканы, партком, комитет ЛКСМК, профкомы.

Возврат к списку