Наука и технологии-драйверы региона

Наука и технологии-драйверы региона

Республика Казахстан располагает мощным научно-техническим потенциалом, сложившимся в результате сплава научного наследия предыдущих поколений ученых и развития отечественных научных исследований в эпоху независимости. Реализация важнейших документов стратегического характера, таких как Стратегия «Казахстан-2050», «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года», План нации «100 конкретных шагов по проведению Пяти институциональных реформ», Третья модернизация Казахстана и Модернизация общественного сознания, задач по вхождению в число 30-ти развитых стран мира, ускоренному и качественному экономическому росту, инновационному и наукоемкому развитию требует: – мобилизации научно-исследовательского потенциала страны, осуществления исследований международного уровня и их широкой практической реализации; – ориентирования системы научных исследований на активную поддержку технологической модернизации.

В Казахстане принимаются системные меры на государственном уровне для решения задач по созданию наукоемкой экономики. Проводится дальнейшая реализация Закона Республики Казахстан «О науке», в котором определена модель управления наукой, адаптированная к передовой международной практике. В Стратегии инновационно-индустриального развития Республики Казахстан планировалось увеличение объема финансирования науки до 2020 г. до 1,0% от ВВП. Однако из-за мирового экономического кризиса доля внутренних затрат на НИОКР в ВВП в 2018 году составила 0,12%. Принятый в 2015 году Закон «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» направлен на разработку новых механизмов взаимодействия науки и бизнеса, повышение результативности научных исследований, их нацеленности на практическую реализацию, на обеспечение внедрения в производство наукоемких технологий и стимулирование предпринимательского сектора к участию в научных проектах.

В Казахстане становление и реформирование научной и научно-технической сферы пришлось на исключительно сложный период, связанный с переходом на рыночную экономику. В последние годы в Казахстане взят курс на развитие отечественного наукоемкого производства, разработку и освоение новых информационных технологий, ориентированных на получение конкурентоспособной продукции и обеспечение интересов национальной экономической безопасности и развития промышленного и научно-технического потенциала республики.

В этих условиях активизируются инновационные процессы, внедрение новых технологических укладов, освоение новых переделов в обрабатывающей промышленности, развитие национального научно-технического потенциала, преодоление разрыва между наукой и производством, обеспечение реального трансферта передовой иностранной технологии и внедрение международных стандартов.

Вузы, которым на современном этапе гарантировано академическая автономия, должны не ограничиваться совершенствованием своих учебных программ и активно развивать свою научно-исследовательскую деятельность.

В высоко технологичном и динамически развивающемся мире важную роль играет образование. Наука и технологии обретают все большую ценность, когда хорошие умы стоят иной раз дороже золота, и потому главной задачей является взращивание таких умов.  Только оно дает широкие базовые знания при оптимальном соче­тании естественно-научных и гуманитарных дисциплин, воспиты­вает креативное мышление, способно не только к усвоению, но и к формированию новых нравственных, культурных, интеллектуаль­ных и материальных ценностей. Это достигается не только за счет высокого качества собственно образования, но и его органическо­го соединения с наукой, фундаментальными исследованиями.

Как сказал Президент Республики Казахстан К.-Ж.К. Токаев: «Чтобы страна процветала, нужно развивать науку» мы должны и дальше продолжать развивать науку в целом, в том числе и академическую.

Казахстанская наука в последние годы получает большую поддержку как со стороны государства, так и со стороны Министерства образования и науки.

В целях развития науки, поддержки работников науки за годы Независимости произошли специальные законодательные изменения. Закон Республики Казахстан от 15 января 1992 года № 1192-XII «О науке и государственной научно-технической политике Республики Казахстан», затем был принят Закон РК от 18 февраля 2011года № 407-IV «О науке», позже вышел Закон Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 381-V «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности». Все это в очередной раз показывает, что для государства развитие науки на законодательной основе являлось всегда в приоритете.

В связи с этим определены несколько этапов, источников финансирования науки. Работа со стороны государства предполагает активизацию научно-исследовательской деятельности, стимулирование ученых к занятию наукой. В стране существует 3 формы финансирования науки: базовая, грантовая, программно-целевая. Также уделяется внимание расширению международных научных связей. Например, в прошлом послании главы государства предложение «о ежегодной зарубежной стажировке 500 ученых» получило большую поддержку в среде отечественных ученых и профессуры. Через программу "Болашак" в 2022 году началась первая стажировка. В конкурсе приняли участие и наши коллеги. В итоге 6 преподавателей благодаря программе «Болашак» пройдут стажировку в ведущих вузах Европы.

Научный потенциал Атырауского университета им. Х. Досмухамедова на сегодняшний день: количество профессорско-преподавательского состава университета - 408, из них докторов наук – 22, кандидатов наук - 101, PhD-16, магистров-213. В университете трудятся 8 выпускников международной программы "Болашак".

В структуре университета 3 научно-исследовательских института: Экология, био-и нанотехнологии, история, археология и этнология Каспийского региона им. Х. Б. Табылдиева. Кроме того, действует Ассамблея народа Казахстана.

Специальное научное издание для наших преподавателей и магистрантов научный журнал «Вестник Атырауского университета» издается с 1996 года. В журнале, выходящем 4 раза в год, публикуются статьи по направлениям фундаментальных и прикладных исследований: история и археология, педагогика и психология, экономика и право.

В состав редакционного совета входят ученые из Казахстана, России, Словакии, Турции, Ирана, Великобритании.

В университете в 2021 году на общую сумму 42,1 млн. долл. проведено 14 научных проектов, 1 экспедиция – проект. Из них 6 проектов грантового финансирования МОН РК, 4 внутриуниверситетских, 2 международных проекта (Эразмус+ –Trigger-Тригер и совместный проект с канадским университетом Simon Fraser University), 2 хозяйственных контракта.

В 2021 году сумма финансирования проектов по сравнению с 2020 годом составила 10 млн. долл. тенге (2020-31 млн. долл. тенге) или более 3 проектов (2020г - 12: 6 ГФ, 4 внутриуниверситетских, 1 Эразмус+, 1 хоздоговорный).

В 2021 году по поручению Президента Республики Казахстан К.-Ж.К.Токаева создана комиссия по полной реабилитации жертв политических репрессий, во всех регионах созданы специальные рабочие группы. В рабочей группе, созданной по Атырауской области, 16 ученых университета приняли участие в исследованиях.

И в 2022 году проводиться внутренний конкурс научных проектов и продолжается университетское финансирование. Также приняли участие в конкурсе на грантовое финансирование молодых ученых по проекту «Жас Ғалым», проводимом Министерством образования и науки. В 2022 году научные проекты, предоставленные Атырауским университетом имени Х.Досмухамедова успешно прошли все этапы и вошли в список победителей- «На пути к устойчивому доступу к безопасной питьевой воде и санитарии в сельских районах Казахстана: вызовы в достижении ЦУР 6.1 и 6.2», «Химическое изучение структуры инновационных композитов, полученных путем взаимодействия природных сырьевых компонентов и отходов предприятий»

Также у нас имеются успехи и в сфере научно-исследовательской работы студентов:   

1.   20-21 апреля в Павлодарском педагогическом университете прошла XIV Республиканская студенческая олимпиада по физике. В олимпиаде приняли участие 15 университетов. По итогам олимпиады команда Атырауского университета имени Х. Досмухамедова пропустила по количеству очков вперед только команду университета имени Сулеймана Демиреля, а с командой Международного университета «Астана» равная по сумме очков заняла призовое 2 место. И это свидетельствует о том, что у наших студентов очень высокая степень знаний. Кроме того, по индивидуальному зачету студент 1 курса образовательной программы 6В01502 - «Учитель физики» Нуржас Тойжигит  занял 3 место;

2.   22 апреля 2022 г. на базе Университета «Туран» (г.Алматы) состоялся II этап XIV Республиканской студенческой предметной Олимпиады (РСПО) по образовательной программе «Финансы» на тему: «Финансы Казахстана: поиск ответов на новые вызовы». На участие в РСПО заявили представители более 60-ти вузов Казахстана, которые согласно конкурсной документации подготовили видеовизитку «Финансист будущего» и научный проект. По итогам трех туров II этапа РСПО Жұмахметова Айзада Жұмабекқызы была награждена Дипломом II степени XIV РСПО по образовательной программе «Финансы», а научный руководитель, PhD Кенжегалиева З.Ж. была отмечена благодарственным письмом за подготовку участника. Также отдельно были отмечены видеовизитки участников с наибольшим количеством голосов, среди которых 1 место заняли видеоролики Атырауского университета им.Х.Досмухамедова и Карагандинского государственного университета им.Е.Букетова;

3.   В течение двух дней – 26 и 27 апреля студенты, обучающиеся по специальности «Русский язык и литература» и представлявшие 12 казахстанских вузов, ломали голову над выполнением сложных олимпиадных заданий, оформляли свои мысли в обманчиво простой форме эссе, старались выдержать все предъявляемые требования. Результат наших трудов порадовал: в личном первенстве Арайлым Рахимова заняла 2-е место, Ольга Кравцова удостоилась 3-го места, а в общекомандном зачете наши девочки стали вторыми, разделив это место с командой Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова. Олимпиада проходила в онлайн-формате на базе вуза, являющегося флагманом педагогического образования Казахстана, - КазНПУ им.Абая.

Для повышения научного потенциала в университете в последние 5-6 лет мы начали целенаправленное обучение в докторантуре. До этого момента 58 специалистов обучались в докторантуре. Из числа обучающихся в данной докторантуре на сегодняшний день 20 докторантов получили степень PhD. Среди наших молодых ученых-специалисты в области экономики, финансов, юриспруденции, экологии, математики, информатики, психологии. 11 преподавателей обучаются в докторантуре. Думаю, этим мы активизируем приход молодежи в науку. В целях их мотивации существуют механизмы поддержки, предусмотренные коллективным договором. Например, одномоментное вознаграждение при защите и другое.

Для активизации работы над наукой с 2020 года налажено внутриуниверситетское грантовое финансирование.

Также внедрен механизм KPI, в конце каждого учебного года наши педагоги с высокими научными результатами получают дополнительные деньги к заработной плате. У нас есть комплексные планы в других областях науки.

 

Возврат к списку