Department of chemistry and chemical technologies

Head of department
Satenov Kurmet Gizatullaevich
Candidate of Chemical sciences, associate professor


Programs


The Department has 12 full-time teachers: 2 doctors, doctors of chemical sciences R.N. Nasirov, professor,3 candidates of chemical sciences, professor.

Professional and teaching staff


Nasirov Rakhmetolla
Doctor of Chemical Sciences, professor


Shambilova Gulbarshin Kozhakhmetovna
Doctor of Chemical Sciences, professor


Kalimukasheva Aral Demeuovna
associate professor


Satenov Kurmet Gizatullaevich
Candidate of Chemical sciences, associate professor



Tulemisova Gulzhamal Bagitovna
Candidate of Chemical Sciences, associate professor


Kalimanova Dana Zhaskairatovna
Candidate of Biological Sciences, senior teacher


Akmyrza Zaripa Shokhmanovna
teacher


Madieva Lyubov Kaipkalievna
Master of Chemistry, teacher



Karabasova Nagima Assylbekovna
Master of Chemistry, teacher


Nazhetova Aikumis Askarovna
Master of Chemistry, teacher


Galimova Nazym Zhaksybaevna
Master of Chemistry, teacher

The Department of chemistry and ecology conducts innovative scientific works in 2 stages:
direction 1: paramagnetic properties of oil and its role in oil production, processing and refining (PhD. Nasirov R. N.)
direction 2: a study of the Toxicological status of the Ural-Caspian basin (head of the grant scientific project PhD. Tulemissova G. B.)
grant of scientific project on "a study of the current Toxicological status of the Ural-Caspian basin" together with specialists of the Department "Ecology" on the river Ural, Kigach and North-East Caspian sea organized a scientific expedition, yearly acts of scientific papers, financial reports.

The teaching staff of the Department is constantly engaged in career guidance when working with secondary schools (continuous teaching practice, professional practice, management of scientific-research work of secondary school students, the chairmanship of secondary school students in city and regional chemistry Olympiads).


    The Department of Chemistry was established in 1967.
    The Department has 12 full-time teachers: 2 doctors, doctors of chemical sciences R.N. Nasirov, professor G. K. Shambilova, 3 candidates of chemical sciences, professor G. B. Tulemisova, associate professor K. G. Satenov, candidate of biological sciences D. Z. Kalimanova, associate professor A. D. Kalimukasheva, masters of chemistry L. K. Madieva, A. A. Nazhetova, N. Z. Galimova, lecturer       Z. S. Akmyrza.
    Teachers of the Department have high pedagogical qualifications, extensive experience in practical, educational, methodological and research work. For example, Gulzhamal Tulemisova is a member of the Russian Academy of Natural History (RANH), a professor, a member of the expert Commission of the "Department of Ecology for the Atyrau oblast". Author of 50 scientific papers and 3 textbooks. She was awarded the V. I. Vernadsky RANH -2016 medal for her contribution to the development of science of the RoK. He has the title " Honored worker of science and technology of RANH -2017».
    Doctor of chemical sciences, professor R. N. Nasirov participated in research grant projects "Research of paramagnetic of rocks and hydrocarbons in the search for oil and gas fields" under the program of fundamental research "Development of models of heterogeneous elements of the lithosphere of Kazakhstan, allocation of mineralogical levels and structures, promising and priority types of minerals" of the MES of the RoK. Doctor of chemical sciences, professor R. N. Nasirov became the owner of the state grant of the MES of Kazakhstan "the Best teacher of the University". Order of the MES of the Republic of Kazakhstan dated December 30, 2015 No. 789.
    Professor G. K. Shambilova participated in research grant projects "Structure, physico-chemical and rheological properties of polymers, nanocomposites and polymeric adhesives," Russian Foundation of Basic Research (RFBR) (jointly with the laboratory of rheology, A.V.Topchiev Institute of Petrochemical Synthesis, RAS (TIPS RAS)), in the contract works "Development of information and control systems for decision-making in the oil refining industry, taking into account environmental, economic and other problems" with the Atyrau oil refinery, "Development and release of a methodological guide for tour guides with the application of a multilingual tourist catalog in Kazakh, Russian, English and Chinese" With the Department of entrepreneurship and industrial and innovative development of the Atyrau oblast Akimat, etc.).  Awarded the diploma of the National testing center of the MES of ROK and the badge of the MES.

    Target indicators of professional training are:

- Training of chemistry teachers of the new formation.
- Training of specialists in accordance with the needs of investment projects (construction of a gas-chemical complex (FGP in Tengiz, petrochemical complex in Karabatan, plastics plant, reconstruction and modernization of AOR, optimization and increase of the product range, optimization and increase of the product range).
The Department trains specialists in the following specialties and corresponding educational programs on a multilingual training program:
The Department trains specialists in the following specialties and corresponding educational programs on a multilingual training program:

Bachelor course:

5B011200 - "Chemistry":
5B012500-Chemistry and biology Teacher
5B060600 - " Chemistry»
Educational program:
5B011201- Chemistry Teacher of engineering profile
6В01504- Chemistry Teacher of engineering profile
6В01507- Chemistry and biology Teacher
6B05301- Chemical analysis and expertise
6B07101- Chemical technology of hydrocarbons

     A graduate of the 5B011200-Chemistry is awarded an academic degree - Bachelor of chemistry. Bachelor of chemistry is a mid-level specialist and can hold the following positions:
   - senior laboratory assistant, laboratory assistant, specialist in research organizations of chemical and pedagogical profiles, etc.;
   - Teacher of chemistry, Director, Deputy Director for research, for academic and educational work, Head of the creative workshop, Group leader, Senior tutor, Tutor, Senior leader and other positions equated to teaching staff in educational institutions and General secondary education, vocational education, secondary vocational education, out of school establishments and organizations of additional education and training etc.

Field of professional activity

  The field of activity of the Bachelor of chemistry is chemical science, chemical industry and the field of chemical education.
Objects of professional activity
   The objects of professional activity of graduates are organizations and institutions of General secondary education, vocational education, secondary vocational education, as well as extracurricular organizations and organizations of additional education and upbringing.

Subjects of professional activity

   The subjects of professional activity of the bachelor are the educational process in educational organizations and organizations of General secondary education, vocational education, secondary vocational education, as well as extracurricular organizations and organizations of additional education and upbringing.

Types of professional activities

    Bachelors in the specialty 5B011200-Chemistry can perform the following types of professional activities in educational organizations of General secondary education, vocational education, secondary vocational education, as well as extracurricular organizations and organizations of additional education and upbringing:

  • diagnostic;
  • educational (pedagogical);
  • design;
  • research and development;
  • production and management;
  • organizational and technological;
  • orientation-predictive;
  • information and explanatory;
  • communicative and stimulating;
  • analytical and evaluation.

Specialty 5B060600 - "Chemistry":
   Degree awarded: bachelor of science in 5B060600-Chemistry;
   After graduation, undergraduate graduates can work as teachers of chemistry in secondary professional and higher educational institutions, laboratory assistants, engineers in laboratories of universities, research institutes of chemical, environmental, and other profiles, specialists in the application of chemical and physical-chemical methods in various fields of the national economy.

Field of professional activity
   Bachelor of science in the specialty 5B060600 - Chemistry carries out its professional activities in the chemical, petrochemical, metallurgical, pharmaceutical industries, education, science and ecology.

Types of professional activities

  • organizational and technological;
  • research and development;
  • production and management;
  • educational (pedagogical)
  • Objects of professional activity

     The objects of professional activity of graduates of the bachelor's degree in the specialty 5B060600-Chemistry are higher educational institutions of state and non-state profile; state authorities in the field of education, chemical industry; research institutes of chemical, environmental, pharmaceutical, metallurgical, petrochemical, gas and coal profile; Central factory laboratories of petrochemical, environmental, pharmaceutical, metallurgical, gas and coal production; institutions of control and analytical service; centers for standardization and certification; natural resources and environmental protection agencies; systems of judicial and forensic medical expertise.
     The subjects of professional activity of the bachelor are research of laws and regularities of chemical reactions, processes and technologies; environmental objects; teaching.
    Professional activity of specialists in the specialty is carried out in the following areas: Inorganic chemistry, Analytical chemistry, Organic chemistry, Physical chemistry, General chemistry and Evironment, Colloidal chemistry and Chemical Enzymology, Catalysis and petrochemistry, Chemistry of high-molecular compounds, Chemistry of rare elements, Chemistry of natural compounds, Chemical physics.

Magistracy:
specialty 6M060600-Chemistry:
Master's degree programs:
6M060601-Chemistry and technology of hydrocarbon processing
6M060602-Chemical analysis and petrochemical synthesis
7M05301 - " Chemical analysis and petrochemical synthesis»

Future chemistry teachers are trained in secondary schools in Atyrau.

 

                 

            

                    

                     

               

      The Department has extensive experience in working with all secondary schools and partner companies in Atyrau to pass pedagogical, industrial and pre-graduate practices and further employment:
     Enterprises in Atyrau: Atyrau oil refinery LLP, Kazakhstan Petrochemical Industries Inc LLP, Kaspiymunaigas Research Institute LLP, Worley Parsons, Fluor, KazTransOil JSC, Ecoanalytic SPC, Caspian energy Research LLP, petrochemical complex on Karabatan, etc.
    A lot of work is being done with partner Universities: Ufa State Petroleum Technological University (Ufa, Republic of Bashkortostan), Kazan Research Technological University (Kazan, Tatarstan), State University of Grodno named Yanka Kupala (Grodno, Belarus), Astrakhan State Technical University (Astrakhan, Russia), Prague University of Chemical Technology (Prague, Czech Republic), etc. 

The following events are planned as part of the partnership with universities:

  • joint preparation of international educational programs (dual degree program);
  • training of students at a partner University under the international academic mobility program;
  • improving the professional and language skills of teaching staff in partner universities;
  • giving lectures, conducting scientific and professional seminars, by teachers of partner universities for students and teaching staff.
  • research activities.

Students participate in University events




Contacts

Department of Chemistry and Chemical Technology
cell phone: +7 702 846 04 60
a.bukanova@asu.edu.kz
060011 Atyrau, Student Avenue, 212, Educational and Administrative building, 408-office

Кафедра химии и экологии

Кафедра химии и химической технологии

Заведующая кафедрой
Буканова Айгуль Сокеевна
кандидат технических наук, доцент


Программы


Бакалавриат

5В011200-Химия
5В060600-Химия

Магистратура

6М060600-Химия

Профессорско-преподавательский состав


Насиров Рахметолла Насырұлы
доктор химических наук


Шамбилова Гүлбаршын Кожахметқызы
доктор химических наук


Буканова Айгуль Сокеевна
кандидат химических наук, доцент, зав.кафедрой


Каирлиева Фазилат Басаровна
старший преподаватель



Панченко Ольга Юрьевна
магистр химии


Карабасова Нагима Асылбековна
магистр химии


Сакипова Лидия Багитжановна
магистр химии


Тулемисова Гульжамал Багитовна
преподаватель



Калиманова Дана Жасқаратқызы
кандидат биологических наук, старший преподаватель


Акмырза Зарипа Шохманқызы
преподаватель


Мадиева Любовь Кайпкалиевна
преподаватель


Мукушева Гульнара Кабдушевна
преподаватель



Калимукашева Арал Демеуовна
преподаватель


Дузбаева Нұрбану Аманқосқызы
магистр, старший преподаватель


Каршагулова Анар Табылдықызы
магистр, старший преподаватель

За кафедрой закреплены около 10 учебно-исследовательских лабораторий и лицензированная научно-исследовательская лаборатория «Экотоксикологии». Основными научными направлениями кафедры являются:
1. Парамагнитные свойства нефти и их роль в добыче и переработки нефти (д.х.н. Насиров Р.)
2. Исследование токсикологического состояния Жайық-Каспийского бассейна (грантовый научный проект, к.х.н. Тулемисова Г.Б.)

Кафедра тесно сотрудничает со школами города и районов: прохождение студентами непрерывной педагогической практики, производственной практики, руководство научными работами школьников, участие в комиссии школьных городских и областных олимпиад по химии. Особое значение имеет сотрудничество кафедры с Назарбаев Интеллектуальной школой, где преподаватели университета передают свой научный опыт школьникам и создают научные проекты по химии.


Кафедра  «Химия» была создана в 1967г. В этом году кафедра отмечает свое 50-летие.

На кафедре работает 16 человек ППС, из них 3 доктора и 5 кандидатов наук: доктора химических наук профессор А.А. Талтенов, профессор Р.Н. Насиров, профессор Г.Қ. Шамбилова; кандидаты технических наук А.С. Буканова, Ф.Б. Кайрлиева, кандидат химических наук, профессор Г.Б. Тулемисова, кандидат педагогических наук Г.К.Мукушева, кандидат биоглогических наук Д.Ж. Қалиманова, доцент А.Д.Калимукашева, магистры химии Л.К.Мадиева, А.Т.Қаршағұлова, Н.Дузбаева,  магистры техники  и технологии Н.А.Карабасова, О.Ю.Панченко, Л.Б.Сакипова, лаборанты Н.Рабаева,  А.Нажетова, С.Губашева.

Преподаватели кафедры имеют высокую педагогическую квалификацию, большой опыт практической, учебно-методической и научно-исследовательской работы. Так, например, Тулемисова Гульжамал Багитовна является Членом Российской Академии Естествознаний, профессор, Экспертом экспертной комиссии Департамента  «Экологии» по Атырауской области, членом экспертной комиссии университета. Автор 50 научных трудов и 3 учебных пособий. Награждена- за вклад в развитие науки РК медалью В.И. Вернадского РАЕ-2016г., имеет звание «Заслуженный деятель науки и техники РАЕ-2017г.»

Д.х.н, профессор Г.К. Шамбилова принимала активное участие в научно-исследовательских грантовых проектах «Исследование парамагнетизма пород и углеводородов при поиске месторождений нефти и газа» по программе фундаментальных исследований «Разработка модели неоднородных элементов литосферы Казахстана, выделение минералогических уровней и структур, перспективные и приоритетные виды полезных ископаемых» Министерства образования и науки Республики Казахстан, Российского фонда фундаментальных исследований (лаборатория реологии ИНХС РАН, г. Москва); Программы приоритетного направления РФ «Структура, физико-химические и реологические свойства полимеров, нанокомпозитов на их основе и полимерных адгезивов», хоздоговорных работах «Разработка информационно-управляющих систем для принятия решения в нефтеперерабатывающем производстве с учетом экологических, экономических и других проблем» с Атырауским нефтеперерабатывающим заводом, «Разработка и выпуск методического пособия для гидов-экскурсоводов с приложением туристского полиязычного каталога на казахском, русском, английском и китайском языках» с Управлением предпринимательства и индустриально-инновационного развития Акимата Атыраской области и др. Награждена грамотой Национального центра тестирования МОН РК и нагрудным знаком Министерства образования и науки.

Р.Н.Насиров, д.х.н., профессор является Членом Диссертационного совета Д 53.19.01 при АО «Института органического катализа и электрохимии» им. Д.В. Сокольского. Стал обладателем государственного гранта МОН РК «Лучший преподаватель ВУЗа». Приказ МОН РК от 30 декабря 2015 г. №789.

По программе МОН РК 2007 – 2009 гг. Насировым Р. (научный руководитель проекта) выигран 2 международный грант с Китайской Народной республикой. Приказом №575 МОН РК от 23 декабря 2010 г. утвержден стипендиантом государственной научной стипендии для ученых и специалистов, внесших выдающийся вклад в развитие науки и техники в отрасли «Химия и науки о материалах». Участвовал в республиканском конкурсе «Лучший методист года» (Алматы) и был награжден Почетной грамотой в номинации «Инновационный методист».

В 2016 г. в издательстве PalmariumAcademicPublishing опубликована (в соавторстве с А. Насировым) книга «ЭПР-спектроскопическое исследование биологических отложений Каспия» (Saarbrücken, Германия).

Целевыми индикаторами подготовки специалистов являются:

- Подготовка учителей химии новой формации.

- Подготовка необходимых специалистов в соответствии с потребностями инвестиционных проектов (строительство газохимического комплекса (завод третьего поколения на Тенгизе, нефтехимический комплекс на Карабатане, завод пластических масс, реконструкции и модернизации АНПЗ, оптимизация и увеличение ассортимента выпускаемой продукции, направленные на удовлетворение прогнозируемого изменения структуры потребления продуктов переработки углеводородного сырья).

Кафедра осуществляет подготовку  специалистов по следующим специальностям и соответствующим образовательным программам по полиязычной программе обучения:

Бакалавриат:  

по специальности 5В011200 – «Химия»:

Образовательные программы:

5В011201-Учитель химии инженерного профиля

5В011202-Учитель химии исследовательского профиля

 Выпускнику по специальности 5В011200-Химия присваивается академическая степень - Бакалавр химии. Бакалавр химии является специалистом среднего звена и может занимать следующие должности: 

- старший лаборант, лаборант, специалист в научно-исследовательских организациях химического и педагогического профилей и др.; 

- преподаватель химии, директор, заместитель директора по научной, по учебной и учебно-воспитательной работе, руководитель творческой мастерской, руководитель кружка, старший воспитатель, воспитатель, старший вожатый и другие должности, приравненные к педагогическим работникам в учебно-воспитательных организациях и организациях общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего профессионального образования, а также внешкольных организациях и организациях дополнительного образования и воспитания и др.

Сфера профессиональной деятельности 

Сферой деятельности Бакалавра химии является химическая наука, химическая промышленность и область химического образования. 

Объекты профессиональной деятельности 

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются организации и учреждения общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего профессионального образования, а также внешкольных организациях и организациях дополнительного образования и воспитания.         

Предметы профессиональной деятельности 

Предметами профессиональной деятельности бакалавра являются учебно-воспитательный процесс в учебно-воспитательных организациях и организациях общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего профессионального образования, а также внешкольных организациях и организациях дополнительного образования и воспитания.

Виды профессиональной деятельности 

Бакалавры по специальности 5В011200-Химия могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности в учебно-воспитательных организациях общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего профессионального образования, а также внешкольных организациях и организациях дополнительного образования и воспитания: 

  • диагностическая; 
  • образовательная (педагогическая); 
  • проектная; 
  • научно-исследовательская; 
  • производственно-управленческая;
  • организационно-технологическая; 
  • ориентационно-прогностическая; 
  • информационно-объяснительская; 
  • коммуникативно-стимулирующая; 
  • аналитико-оценочная. 

 

По специальности 5В060600 – «Химия»:

Образовательные программы:

5В060601- Химия и технология нефти и газа

5В060602 –Химия  и технология высокомолекулярных соединений

Присуждаемая степень: бакалавр естествознания по специальности 5В060600-Химия;

После окончания обучения выпускники бакалавриата могут работать: преподавателями химии в средних профессиональных и высших учебных заведениях, лаборантами, инженерами в лабораториях вузов, научно-исследовательских институтах химического, экологического и др. профилей, специалистами по применению химических и физико-химических методов в различных областях народного хозяйства.

Сфера профессиональной деятельности

Бакалавр естествознания по специальности 5В060600 - Химия осуществляет свою про-фессиональную деятельность в отраслях химической, нефтехимической, металлургической,  фармацевтической промышленности, сфера образования, науки и экологии.

Виды профессиональной деятельности

  • организационно-технологическая;
  • научно-исследовательская;
  • производственно-управленческая;
  • образовательная (педагогическая)

Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности выпускников бакалавриата по специальности 5В060600 – Химия являются высшие учебные заведения государственного и негосударственного профиля; органы государственного управления в области образования, химической промышленности; научно-исследовательские институты химического, экологического, фармацевтического, металлургического, нефтехимического, газового и угольного профиля; центрально-заводские лаборатории нефтехимического,экологического, фармацевтического, металлургического, газового и угольного производств; учреждения контрольно-аналитической службы; центры стандартизации и сертификации; органы природных ресурсов и охраны окружающей среды; системы судебной и судебно-медицинской экспертизы.

 Предметами профессиональной деятельности бакалавра являются исследования законов и закономерностей химических реакций, процессов и технологий; объекты окружающей среды; преподавательская деятельность.

Профессиональная деятельность специалистов по специальности осуществляется по направлениям: неорганическая химия, аналитическая химия, органическая химия, физическая химия, общая химия и экология, коллоидная химия и химическая энзимология, катализ и нефтехимия, химия высокомолекулярных соединений, химия редких элементов, химия природных соединений, химическая физика.

 

Магистратура: 

по специальности 6М060600 – Химия:

Образовательные программы магистратуры:

6М060601- Химия и технология переработки  углеводородного сырья 

6М060602 - Химический анализ и нефтехимический синтез

6М060603 – Химическая и криминалистическая экспертиза

Кафедра имеет большой опыт работы со всеми средними школами и предприятиями-партнерами города для прохождения педагогической, производственной и преддипломной  практик  и дальнейшего трудоустройства:

 Предприятия  в г. Атырау: ТОО Атырауский НПЗ, ТОО «Kazakhstan Petrochemical Industries Inc», ТОО НИИ «Каспиймунайгаз», Worley Parsons, Fluor, АО «КазТрансОйл», НПЦ «ЭКОАналитик», ТОО «Каспиан Энерджи Ресерч», нефтехимический комплекс на Карабатане  и др.

Большая работа проводится с ВУЗами-партнерами: Уфимским государственным нефтяным техническим университетом, (г. Уфа, Башкирия), Казанским научно-исследовательским технологическим университетом (г. Казань, Татарстан), Гродненским государственным университетов им. Янки Купалы (г. Гродно, Беларусь), Астраханским государственным техническим университетом (г.Астрахань, Россия), Пражским  химико-технологическим университетом (г.Прага, Чехия) и др.

В рамках партнерства с вузами планируются следующие мероприятия:

  • совместное составление международных образовательных программ (программа двойного диплома);
  • обучение студентов в  Вузе-партнере по программе международной академической мобильности;
  • повышение профессиональной и языковой квалификации ППС в вузах-партнерах;
  • чтение лекций, проведение научных и профессиональных семинаров, преподавателями вузов-партнеров для студентов и ППС
  • совместное проведение научно-исследовательских работ.


Контакты

Кафедра химии и химической технологий
+7 701 348 21 88
a.bukanova@asu.edu.kz
060011 г. Атырау, проспект Студенческий, 212, учебно-административный корпус, 408-кабинет